Наименование: | ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15.10.2009 г. № 29/09 Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования муниципальный округ Морские ворота, принимаемых Местной Администрацией, и их проектов |
Дата: | 10.10.2009 |
Время: | 15:17:58 |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15.10.2009 г. № 29/09
Об утверждении Порядка проведения
антикоррупционной экспертизы
муниципальных нормативных правовых актов
муниципального образования муниципальный округ
Морские ворота, принимаемых Местной
Администрацией, и их проектов
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
- Утвердить Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования муниципальный округ Морские ворота, принимаемых Местной Администрацией, и их проектов согласно Приложению № 1 к настоящему Постановлению.
- Опубликовать настоящее Постановление в официальном печатном издании муниципального образования муниципальный округ Морские ворота – газете «Муниципальный вестник».
- Настоящее Постановление вступает в силу с момента официального опубликования.
- Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Главу Местной Администрации муниципального образования муниципальный округ Морские ворота Привалова А.А.
Глава Местной Администрации
муниципального образования
муниципальный округ Морские ворота А.А. Привалов
Приложение № 1 |
к Постановлению
Местной Администрации муниципального образования муниципальный округ Морские ворота |
от “15” октября 2009 г. № 29/09 |
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
муниципальных нормативных правовых актов
муниципального образования муниципальный округ Морские ворота,
принимаемых Местной Администрацией, и их проектов
- Общие положения
- Настоящим Порядком проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования муниципальный округ Морские ворота принимаемых Местной Администрацией, и их проектов (далее – Порядок) устанавливается процедура проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования муниципальный округ Морские ворота, принимаемых Местной Администрацией, и их проектов (далее – антикоррупционная экспертиза).
- Целью антикоррупционной экспертизы является недопущение принятия правовых норм, которые создают предпосылки и (или) повышают вероятность совершения коррупционных действий в процессе реализации правовых актов, а также устранение таких норм в принятых правовых актах.
- Задачами антикоррупционной экспертизы является выявление и описание коррупционных факторов в правовых актах и их проектах, в том числе внесение предложений и рекомендаций, направленных на устранение или ограничение таких факторов.
- Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:
1) коррупционными факторами признаются положения нормативных правовых актов и их проектов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их;
2) коррупциогенными нормами признаются положения нормативных правовых актов и их проектов, содержащие коррупционные факторы.
- Виды антикоррупционной экспертизы
- В соответствии с настоящим Порядком антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, принимаемых Местной Администрацией, проводится Структурным подразделением по юридическому сопровождению и защите гражданских прав Местной Администрации или привлекаемыми по договорам (контрактам) независимыми экспертами.
- К видам антикоррупционной экспертизы относятся:
1) антикоррупционная экспертиза, ocуществляемая при проведении правовой экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых Местной Администрацией;
2) антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов, принятых Местной Администрацией;
При подготовке проектов правовых актов проводится анализ на коррупциогенность разрабатываемых норм проектов правовых актов.
- Процедура проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов
и их проектов
- Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования муниципальный округ Морские ворота проводится одновременно с проведением правовой экспертизы проектов данных нормативных правовых актов.
- Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов проводится по указанию Главы Местной Администрации, Главы муниципального образования или Муниципального Совета.
- По указанию Главы Местной Администрации проводится антикоррупционная экспертиза ненормативных правовых актов и их проектов, принимаемых Местной Администрацией.
- При проведении антикоррупционной экспертизы проводится анализ на наличие в правовых актах и их проектах положений, содержащих коррупционные факторы.
- Коррупционными факторами являются:
1) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;
2) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
3) факторы системного характера.
- Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
1) широте дискреционных полномочий – отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
2) определении компетенции по формуле «вправе» – диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
3) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
4) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) – отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
5) выборочном изменении объема прав – возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц):
6) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества – наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
7) принятии нормативного правового акта сверх компетенции – нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
8) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
9) юридико-лингвистической неопределенности – употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
- Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
1) существовании собственно пробела в правовом регулировании – отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
2) отсутствии административных процедур – отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
3) отказе от конкурсных (аукционных) процедур – закреплении административного порядка предоставления права (блага);
4) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) – отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
5) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) – отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
6) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) – отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц и муниципальных служащих):
7) нарушении режима прозрачности информации – отсутствии предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
- Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, – нормативные коллизии.
Нормативные коллизии – противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).
- По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется заключение, в котором отражаются все выявленные положения муниципального нормативного правового акта, в том числе проекта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом местного самоуправления, принявшим муниципальный нормативный правовой акт.
- Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.