Историческая справка
Канонерский остров, расположенный между Морским каналом и Финским заливом до основания Петербурга назывался Киссаисаари (фин. kissaisaari- кошачий остров ). Как указывает “Топонимическая энциклопедия Санкт- Петербурга”, употреблялся и русский вариант- Кошачий остров. Сауло Кепсу в книге “Петербург до Петербурга” (СПб. 2000. С. 58-60) упоминает и другое название острова- Kivi Saari (1680), Kivisaari (1701)- “Каменный остров”.
В нач. XVIII в.- Батарейный остров. Назван по стоящей здесь артиллерийской батарее (р. Батарейка, ныне не существующая). Современное название известно с 1793 г. в форме Кананерский остров, существовавшей до 1831 г. Параллельно в XIX веке появляется современный вариант. До 1882 г. название потреблялось в более правильном написании Канонирский остров. Наименование связано с местонахождением на острове полигона для “обучения пальбе флотских пушкарей”, называемых также канонирами. В 1874-1885 гг., в связи с тем, что была засыпана р . Батарейка и проложен Морской канал, значительно изменилась конфигурация острова. В частности, намыта территория на севере и юге, а часть прежней территории отошла к Гутуевскому острову. Ныне на Канонерском острове – Канонерский судостроительный завод и жилой микрорайон. Канонерский остров соединен с Гутуевским подводным автотранспортным тоннелем, открытым в 1983 году.
Еще в начале XVIII века для защиты строительства российского морского флота и города от набегов шведского флота в устье Невы были установлены батареи морской артиллерии. У самого Финского залива размещалась обширная отмель, соседствующая с берегами Гутуевского и Круглого островов. С северной стороны к ней прилегали фарватеры- Корабельный и Гребной, а с запада- неглубокий, но широкий проток (ныне- Морской канал). На северной оконечности этой отмели и были установлены артиллерийские батареи, жерла пушек которых были обращены к корабельному фарватеру. По этому глубоководному протоку могли пройти неприятельские корабли. Артиллерию обслуживали канониры и остров именовался Канонирским (позднее- Канонерским). Канонерские остров не был единым, а состоял из отдельных островов и отмелей, которые при строительстве Морского канала и отсыпке грунта были соединены дамбой. Для ремонта и обслуживания землечерпательного флота одновременно с началом работ по строительству Морского канала в 1878 году были основаны канонерские мастерские. Кроме зданий мастерских на острове располагались деревянные жилые дома для рабочих и каменное здание для комсостава техфлота. Канонерские мастерские по окончании строительства Морского канала продолжили работу, обслуживая землечерпательный караван и ремонтируя портовые буксиры. В мастерских работало около 100 человек. В 1910 г. мастерскими был получен из Финляндии док грузоподъемностью 1400 тонн, а в 1914 г. построены цеха: слесарный (ныне- ремонтно-механический), корпусно-корабельный (ныне- ремонтно-строительный), кузнечный (ныне- участок ширпотреба). В 1922 году в связи со значительным усилением плавсредств порта и наличием ледокольного флота началось расширение портовых мастерских и преобразование их в судоремонтный завод. Многие цеха были переведены во вновь построенные каменные здания, работал паровой железнодорожный кран. Имея немногочисленный коллектив рабочих и сравнительно слабую техническую базу, здесь были выполнены крупные ремонтные работы ледокольного флота: “Красин”, “Ермак”, “Ленин”, “Октябрь”, “Силач”, “Пурга”. В 1932 г. Канонерские мастерские были преобразованы в завод в составе балтийского управления Совторгфлота. В 1957 г. завод перешел в подчинение Балтийского Государственного морского пароходства и стал именоваться Канонерский завод. В 1960 г. на Канонерском острове были построены школа, магазин, ясли, детский сад. Приказом министра Морского флота от 18 июня 1964 г. N 129 завод стал именоваться: Канонерский судоремонтный завод БМП ММФ. В 1984 г. завод отметил свое 100-летие и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1984 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени. С 1990 г.- завод стал арендным предприятием.
Морской канал был проложен в 1870-е гг. с частичным изменением русла ныне не существующей р. Батарейки. Название канала известно с 1881 г. Связано оно с тем, что канал выходит в Финский залив и служит для проводки морских судов в Торговый порт.
Гутуевский остров расположен между рекой Екатерингофкой, Морским каналом и Финским заливом. До основания Петербурга назывался Витсасаари (фин. vitsasaari- Прутовый, Кустарниковый остров). По-фински: vitsa- прут, лоза, saari- остров. Финский историк Сауло Кепсу пишет, что во времена шведского правления остров использовался как луг- одна половина его принадлежала Первушино, другая- Усадище. Название острова, вероятно, происходит от того, что на острове резали прутья. В настоящее время Витсасарии соответствует северная половина Гутуевского острова
На плане Петербурга 1716 года этот остров назван Незаселенным, а на плане 1717 года изданнои во Франции остров обозначен под именем св. Екатерины. Впоследствии- Куругый остров (1737-1793). Параллельно- Приморский остров (1764-1801). Название связано с тем, что остров находится вблизи Финского залива. Современное название известно с 1798 г. в форме Гуттуев остров. Происходит от фамилии владельца острова купца и фабриканта Конона Гуттуева (Хуттунена). С 1800 г. – Гуттуевский остров, впоследствии- Гутуевский остров. В 1800-1801 гг. существовал и смешанный вариант Приморский Гуттуев остров или Приморский Гуттуевский остров. На плане 1829 г. ошибочно обозначен как Кукуевский остров. В 1870-1920-е гг. разделялся Межевым каналом (ныне не существующим). В 1874-1885 гг. в связи с тем, что была засыпана река Батарейка и прорыт Морской канал, намыта значительная территория на северо-западе и присоединены Подбатарейный остров и часть Канонерского острова. В 1920- 1960-е гг., после засыпки р. Ольховки, Межевого, Внутреннего каналов и части Нового канала к Гутуевскому острову присоединены Вольный и Большой Резвый острова (Топонимическая энциклопедия Санкт- Петербурга. СПб. 2002. С. 104). На Гутуевском острове расположены: Санкт- Петербургский морской порт, в северной части острова- микрорайон на 10 тысяч жителей, университет водного транспорта, ДК и гостиница моряков, Администрация порта, церковь Богоявления (постр в 1899 г., Двинская ул., д. 2).
Морской канал сооружен в 1874- 1885 гг. Проект его был разработан специальным комитетом под председательством инженера С. В. Кербедза, на основании проектов, предоставленных инженерами Э. И. Тотлебеном, И. А. Заржецким и Н. И. Путиловым. Торжественно открыт в 1885 г., в честь этого события была выбита медаль. После открытия Морского канала городской морской порт был перенесен в районы островов Гутуевского, Вольного, Турухтанных. В 1884- 1914 гг. построены южная и северные дамбы протяженностью 13 км., причалы длинной свыше 1,5 км.
В книге “Почему так названы?” К. Горбачевича и Е. Хабло упомянуто еще одно старое название Гуттуевского острова- Новосильцев остров- по фамилии бывшего владельца богатого поручика Новосильцова. Согласно этой книге, у него остров купил олонецкий купец- судостроитель К. Гуттуев, который позже был ратманом (советником) департамента гражданских дел городского магистрата (Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? Л. 1985. C. 435).
В Центральном Государственном Архиве Санкт-Петербурга в фонде Петербургского уездного суда хранится дело “О захвате есаульшей А. Гуттуевой острова Батарейного, принадлежащего казенным крестьянам деревни Волынкиной”. Судебная тяжба по этому делу длилась 17 лет (с 1795 по 1812 год). Суть его такова. 7 июля 1783 года несколько крестьян деревни Волынкино близ Екатерингофа (территория нынешней улицы Калинина в Кировском районе) приехали на принадлежащий им Батарейный остров (ныне-Канонерский), где покосили траву и погрузили ее в лодку. Тут прибыли с соседнего острова Круглый казак и трое рабочих и отняли у крестьян лодку с травой, три косы, два кафтана, пару сапог, а двоих “зашибли вилами” и сказали, что их хозяин Гуттуев запретил крестьянам косить траву на этом острове. Сам Гуттуев, когда вечером того же дня потерпевшие пришли к нему с протестом, пригорозил, что если сам был, “то и более прибил” и отнятое не возвратил. Тогда волынкинцы обратились в суд. Из материалов дела видно, что когда-то К. Л. Гуттуев действительно был “выборгской первой гильдии петербургский купец”, но в описываемое время он “Екатеринославского казачьего полка подполковника Петра Платова полковой есаул”. Остров, однако принадлежал не ему, а его жене. О том, что остров принадлежал его жене, Гуттуев писал сам 29 августа 1793 года в суд: “У меня острова Круглово во владении нет, а есть за женою моею Авдотьей Никитиной”. Но документы, представленные крестьянами в лице головы А. Давыдова и выборным Г. Козьминым, вынудили суд признать, что “вышеуказанный остров Батарейной исстари принадлежали объявленным крестьянам деревни Волынкиной…”, а Гуттуевым указать, “что самовольно в косьбе с того острова травы запрещения крестьянам не чинили…” Однако Гуттуевы, возвратив лодку и вещи, продолжали писать прошения то Екатерине II, то Павлу в надежде, что остров Батарейный признают за ними. И продолжали, между тем, косить траву на чужом острове, лишая крестьян 100 копен сена. В апреле 1799 года С. -Петербургский гражданский губернатор Д. Глинка потребовал от суда решительных действий: “…ежели дело сие доныне еще не решено и решению его ничто не препятствует, решить таковое на основании законов немедленно, а между тем донести по каким бы причинам могло оно столь долговременно оставаться неоконченным?” В начале 1801 года умерла Авдотья Гуттуева, а К. Гуттуев в марте 1801 года был уже в чине капитана. И только 11 сентября 1812 года С.- Петербургский уездный суд наконец-то решил дело в пользу крестьян: “…заключено что владеемые крестьянами деревни Волынкиной поныне острова объявить в их принадлежности, а в присвоении Гутуевой отказать” (Машков В. Спор из-за острова //Вечерний Ленинград. 1990. 9 авг.).