Кочующие орудия

4000

 

  Тактика «кочующих» орудий стала основной для артиллерийских расчётов

российских войск в ходе проведения специальной военной операции.

 

В ходе проведения специальной военной операции армия России продолжает приобретать бесценный боевой опыт. Из-за своих особенностей  конфликт на Украине требует внедрения новых приёмов и способов ведения вооружённой борьбы. Для артиллеристов такой инновацией стала тактика «кочующих» орудий. Эту  тактику наши вооружённые силы применяли и раньше, в частности в Сирии. Но именно специальная военная операция показала её эффективность и вывела на новый уровень.

Тактика «кочующих» орудий  заключается в быстрой смене позиций после  нескольких выстрелов. Зачем это делается? Во-первых, выполнение огневой задачи чаще всего приводит  к тому, что позиция орудия будет обнаружена и может стать целью ответного огня противника. Поэтому, отстрелявшись, артиллеристы тут же передвигаются на другую позицию или вовсе покидают район боевого применения. Здесь важны  оперативность и слаженность действий личного состава, мобильность орудия и вооружения.

Во-вторых, ситуация, когда орудие используется отдельно от своих подразделений и постоянно меняет огневые позиции, может ввести противника в заблуждение относительно расположения наших войск и их численности.

И ещё одна причина применения тактики «кочующих» орудий: с её помощью российские военнослужащие провоцируют противника на ведение контрбатарейного огня. Тогда в дело вступают наши подразделения беспилотной авиации: воздушная разведка выявляет огневые точки артиллерии ВСУ и уже  по ним наносятся удары.

Тактики «кочующих» орудий придерживаются не только расчёты артиллерийских пушек и миномётов, но и экипажи реактивных систем залпового огня. Для командира боевой машины БМ-21  с позывным «Гаусс» боевая работа по правилам тактики «кочующих» орудий стала привычным делом. Его расчёт РСЗО «Град» входит в состав Тульского гвардейского соединения ВДВ и выполняет боевые задачи в приграничном районе Курской области, ежедневно нанося точные удары по боевой технике и живой силе украинских формирований.

Показательными стали действия, когда артиллеристы-десантники получили координаты группы пехоты ВСУ. Расчёт РСЗО «Град»  выдвинулся в район боевого применения и точным залпом пакета реактивных ракет накрыл указанный квадрат, уничтожив живую силу противника. После выполнения боевой задачи расчёт оперативно сменил позицию, чтобы остаться незамеченным и не попасть под ответный огонь.

— Отработали осколочно-фугасными снарядами. «Град» — это страшно. 122-мм снаряд, и таких 40 штук. Когда полный пакет прилетает на голову врага, у него  нет шансов, — делится впечатлениями «Гаусс».

Строго говоря, применение тактики «кочующего» орудия подходит и танковым экипажам. Если в первые месяцы проведения специальной военной операции танки в большом количестве применялись при захвате опорных пунктов, то сейчас такая техника практически не используется в массовых атаках. Появление новых приборов прицеливания и наблюдения превратило наши танки в свободных охотников. Теперь они на относительно безопасном расстоянии выявляют цели и наносят по ним удары, после чего  следует быстрая смена позиции.

Комплексы ПВО тоже не позволяют себе застаиваться на одном месте. Так, расчёты зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Панцирь-С» из состава группировки войск «Север» круглосуточно контролируют воздушное пространство над позициями российских войск в приграничных районах Курской области. Расчёты постоянно меняют позиции, а прибыв на новое место, способны за 10 секунд перейти из дежурного режима в боевой.

Боевой опыт, полученный в ходе проведения спецоперации на Украине, широко осмысливается и используется командирами при принятии решений. Меняется характер ведения огневого воздействия на противника, меняется тактика штурмовых действий, меняется даже организационная структура войск — российские военные хорошо усваивают уроки СВО.

 

 

Олег Цыбульский

Фото Константина Аверьянова