УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЫ
БПЛА в условиях современной войны стали одним из самых эффективных видов вооружения. Об этом недавно говорил Президент России Владимир Путин. На заседании Военно-промышленной комиссии, которое было посвящено именно развитию беспилотных систем. И сейчас в зоне проведения специальной военной операции оператор БПЛА – одна из самых востребованных специальностей.
Сегодня военнослужащие группировки войск «Север» продолжают планомерно перемалывать вражеские подразделения, вторгшиеся на территорию Курской области. И расчёты беспилотников работают здесь, как и все – практически без перерывов. Ежедневно мы видим результаты их работы – это и разбитые опорные пункты, и сожжённая бронетехника, и уничтоженная живая сила. А за кадром остаётся ещё больше. Ведь кроме непосредственной борьбы с наземными целями, на операторов «птичек» возложены задачи по воздушной разведке, корректировке огня и видеофиксации поражения объектов и техники украинских боевиков.
Если ещё в начале СВО ударный дрон было принято считать исключительно продуктом «народного» творчества, то сегодня наша промышленность вывела производство беспилотных систем на новый уровень. Как по количеству, так и по качеству. И это уже заметили в подразделениях.
- То, что качество серийных FPV-дронов выросло – здесь доказывать никому не надо, – говорит техник взвода БПЛА с позывным электрик. – Мы их вынимаем из коробки, проверяем комплектацию, батарею.Чуть винты подтянули, снарядили тем, что понадобится – и в бой. На всё про всё – 15-20 минут.
Расчёты беспилотников работают и днём и ночью – с ночной оптикой тоже проблем нет, как и с боеприпасами. Пока одна группа занимается разведкой, вторая уже готовится получить целеуказание. Как только цели выявлены – координаты передаются расчёту FPV-дрона. Несколько минут – и беспилотник уже подлетает к цели.
- Схема отработана до мелочей. Пока разведка ищет цель, мы ждём их команды в ПВД, заодно снаряжаем новую партию «птичек», чтобы всегда был хороший запас, – рассказывает командир взвода БПЛА с позывным «Хан». – Как только поступает команда, мы тут же выдвигаемся на позицию. Координаты известны, так на поиск цели время не тратим. Отправляем боевикам «подарок», фиксируем поражение и мгновенно назад.
У каждого расчёта свои предпочтения в выборе боеприпасов. Кто-то использует их для сбросов на головы противника, что позволяет использовать дрон неоднократно. А кто-то, как «Хан», например, больше любят работать с одноразовой «птичкой» – это позволяет установить более мощный боеприпас.
- Чаще всего используем выстрелы от РПГ-7, – рассказывает инженер-сапёр с позывным «Алтай». – Стандартный хорошо отрабатывает по легобронированным целям и по живой силе. А когда подвешиваем «тандем», то уже идёт работа по танкам. Вообще в нашей «мастерской» «птички» подготовлены для работы по любым целям. Как только разведка сообщает о цели – берём нужную – и вперёд на точку взлёта.
Во взводе «Хана» каждый прошёл серьёзный курс обучения. Каждый знает свою задачу, и при этом легко может заменить товарища. Техническое образование у всех без исключения, поэтому оператор легко может стать «оружейником», а тот в свою очередь – наблюдателем. Кстати, есть ещё особенность в работе наших расчётов – постоянное наблюдение за окружающей обстановкой во время нахождения на пусковой позиции.
На каждый выходе у расчёта с собой дрон-детектор, который с лёгкостью определяет модель любого объекта появившегося в небе. Своего рода – система «свой-чужой». Ну и нельзя снимать со счетов работу вражеской системы РЭБ.
- РЭБ здесь особо сильно работает, – рассказывает закомвзвода с позывным «Малёк». – И наш, и их. Но мы давно воюем. Многие их уловки знаем, а на новые у нас техническая и творческая мысль хорошо работают. Так что, если мы сейчас из-за работы их «глушилок» не пролетели, то через 15 минут обязательно пролетим и отработаем по цели.
В том, что, что дрон стал незаменимым средством ведения современного боя, убеждать уже никого не нужно. Весь изначальный скепсис остался в прошлом. Универсальный и многозадачный солдат войны XXI сегодня выходит на новый уровень. И не просто так на заседании Военно-промышленной комиссии было сказано, что количество отправленных в войска БПЛА будет увеличено в 10 раз. И это только начало.
Вадим Хуланхов