Прокуратура Кировского района Санкт-Петербурга разъясняет
Ответственность за использование поддельного паспорта гражданина РФ
Использование поддельного паспорта гражданина РФ является основанием для привлечения к уголовной ответственности.
Подделкой паспорта является как незаконное изменение отдельных частей подлинного паспорта путем подчистки, дописки, замены элементов и так далее, искажающее его действительное содержание, так и изготовление нового паспорта, содержащего заведомо ложные сведения, в том числе с использованием подлинных бланка, печати, штампа (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2020 N 43; Методические рекомендации, утв. ФССП России 15.04.2013 № 04-4).
Подделка в целях использования паспорта гражданина наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет (ч. 2 ст. 327 УК РФ).
Под использованием заведомо поддельного (подложного) паспорта понимается его представление по собственной инициативе или по требованию уполномоченных лиц и органов в соответствующее учреждение либо должностному лицу, иным уполномоченным лицам в качестве подлинного в целях получения (подтверждения) права, а равно освобождения от обязанности (причем независимо от достижения этих целей) (п. п. 10, 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 43).
Приобретение в целях использования либо использование заведомо поддельного паспорта гражданина наказывается ограничением свободы на срок до года, либо принудительными работами на срок до года, либо лишением свободы на срок до года (ч. 3 ст. 327 УК РФ).
Указанные деяния, совершенные с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, наказываются принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок. При этом хищение чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное с использованием поддельного паспорта, изготовленного другим лицом, полностью охватывается составом мошенничества (ст. 159, ч. 4 ст. 327 УК РФ; п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48).